- Ученые УрФУ и Института электрофизики УрО РАН создали сверхпрочное покрытие для защиты компонентов авиадвигателей от окисления.
- Новая технология позволяет снизить затраты на производство деталей и увеличить срок службы двигателей.
- Покрытие SiAlCN (кремний-алюминий-углерод-азот) защищает компоненты авиадвигателей от экстремальных температур.
- Разработка сочетает низкие температуры синтеза, высокую скорость осаждения и значительную твердость.
- Покрытие получено с помощью гибридной технологии, объединяющей испарение алюминия и плазменную активацию кремнийорганического прекурсора.
- Новый материал обладает твердостью до 31 ГПа и плотной структурой без дефектов.
- Защитное покрытие может быть адаптировано для других отраслей, например, для создания тонкопленочных датчиков.
«Ученые Уральского федерального университета и Института электрофизики УрО РАН оригинальным методом синтезировали инновационное покрытие SiAlCN (кремний - алюминий - углерод - азот), способное защищать компоненты авиадвигателей от окисления при экстремальных температурах. Разработка одновременно сочетает в себе низкие температуры синтеза (до 400 градусов Цельсия), высокую скорость осаждения и значительную твердость. Все это позволит снизить затраты на производство деталей и увеличить срок службы двигателей для самолетов гражданской авиации и вертолетов. Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект №20-79-10059) и опубликовано в журнале Ceramics», - рассказали там.