- Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета создали «умную кожу» для самолетов, которая борется с обледенением.
- Покрытие самостоятельно определяет появление льда на фюзеляже и других частях судна, удаляет его и контролирует результат.
- Традиционные технологии - подача нагретого воздуха от двигателей, электрические обогреватели или использование химических составов - потребляют много энергии и требуют постоянного контроля со стороны пилотов.
- Более современные противообледенительные механизмы используют пьезоэлектрические элементы, которые разрушают ледяной покров.
- Новая технология использует две взаимодействующие подсистемы IDE-электродов для более эффективного разрушения льда.
- Устройство имеет встроенную самодиагностику и способно самостоятельно определять момент появления льда и отключать процесс очистки после его завершения.
- Общая эффективность системы на 30% выше, чем у традиционных противообледенительных технологий, а энергозатраты ниже на 70-90%.
«Прежде чем изготовить такое устройство, мы выполнили компьютерное моделирование и испытали уменьшенные прототипы. В ходе экспериментов изучали, как разные частоты колебаний и толщина льда влияют на эффективность очистки. Результаты подтвердили способность механизма разрушать лед толщиной до 5 мм. При этом особенностью конструкции является встроенная самодиагностика: в режиме очистки сила тока достигает максимума, а после сброса льда падает до минимума. Именно интеллектуальность является ключевым преимуществом данной технологии - система способна самостоятельно определять момент появления льда, активировать процесс очистки и отключаться после его завершения. Это происходит без дополнительных датчиков и позволяет значительно экономить энергию»