- Российский подход к ИИ основан на физиологии, кибернетике, психологии и философии.
- Пётр Кузьмич Анохин ввел целеполагание и создал Теорию функциональных систем.
- Константин Владимирович Анохин развивает идеи деда в теории Когнитома, но не объясняет генезис переживания.
- Валентин Фёдорович Турчин автор концепции Метасистемного перехода, но сталкивается с проблемой дурной бесконечности.
- Александр Александрович Панов утверждает, что чистые нейросети никогда не достигнут уровня человека без интеграции со знаковыми системами.
- Виктор Михайлович Аллахвердов считает, что сознание - это механизм обнаружения ошибок и возникает только при сбоях автоматизмов.
- Андрей Юрьевич Агафонов утверждает, что сознание - это не переработка информации, а её игнорирование, и сталкивается с проблемой герменевтического круга.
- Эваль Васильевич Ильенков считает, что сознание находится не в голове, а снаружи - в формах человеческой культуры.
- Давид Израилевич Дубровский обосновал информационную причинность и постулирует субстратную независимость сознания.
- Вадим Валерьевич Васильев критикует функционализм и развивает теорию локального интеракционизма.
- Александр Моисеевич Пятигорский переосмыслил сознание через семиотику и буддийскую логику, но сталкивается с парадоксом Мюнхгаузена.
Западный путь развития ИИ — это больше данных, больше параметров, больше видеокарт. Разработчики наращивают слои нейросетей, надеясь, что сознание заведется само собой, как плесень от сырости. Но chatGPT и Claude, при всей их мощи, остаются авторегрессионными моделями: они блестяще имитируют результат мышления (текст), но не воспроизводят сам процесс (субъектность). В российской науке — физиологии, кибернетике, психологии и философии — существует оригинальная школа, которая десятилетиями разрабатывала альтернативные подходы. Не снизу вверх (от нейрона к смыслу), а сверху вниз — от архитектуры деятельности и целеполагания.
Если рассматривать концепции российских исследователей, безотносительно западной школы мысли (достаточно детерминистской и редукционистской в своей сути, и только сейчас открывающей для себя Анохина), то в целом можно сформулировать их так:
- Машины Целеполагания (Анохин)
- Иерархии Управления (Турчин)
- Культурного Софта (Ильенков)
- Протоколов Виртуализации (Выготский)
- Интерфейса Смысла (Агафонов)